Ветеринария, сельское хозяйство и земельные отношения

Земельная реформа

Информация по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений»
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99; 2005 г., № 9, ст. 26; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 11, ст. 55; № 12, ст. 79, 83; № 16, ст. 97; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 14, ст. 105; № 15, ст. 106, 109; № 16, ст. 129; № 17, ст. 139; № 18, ст. 143; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 15-16, ст. 64; № 21, ст. 95; № 23, ст. 114; 2009 г., № 2-3, ст. 18; № 13-14, ст. 62; № 15-16, ст. 76; № 17, ст. 79; № 18, ст. 84, 86; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 6, ст. 49, 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 114; № 15, ст. 120; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11; № 3, ст. 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35; № 8, ст. 64; № 11, ст. 80; № 14, ст. 95; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 1, ст. 3; № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 77, 79, 81; 2014 г., № 2, ст. 10; № 8, ст. 44; № 11, ст. 63, 64; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 118, 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145; 2015 г., № 8, ст. 42; № 11, ст. 57; № 19-I, ст. 99, 101; № 19-II, ст. 103; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115, 117; № 21-I, ст. 124, 126; № 22-ІІ, ст. 145; № 22-VI, ст. 159; 2016 г., № 6, ст. 45; № 7-II, ст. 53, 56; № 8-II, ст. 72; № 10 (2707), ст. 79):
1) по всему тексту слова «товарного сельскохозяйственного производства» заменить словами «сельскохозяйственного производства»;
2) в оглавлении заголовок статьи 147 изложить в следующей редакции:
«Статья 147. Функции уполномоченных органов, районных (кроме районов в городах) исполнительных органов, местных исполнительных органов городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель»;
3) в статье 12:
дополнить подпунктом 8-2) следующего содержания:
«8-2) земельная комиссия – постоянно действующий орган, создаваемый местными исполнительными органами в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса для выполнения функций по предоставлению прав на земельные участки, по изменению целевого назначения земельных участков и по переводу земель водного фонда в земли других категорий (далее – комиссия);»;
подпункт 43) исключить;
дополнить подпунктами 46) и 47) следующего содержания:
«46) конкурсная комиссия – коллегиальный орган, создаваемый местными представительными органами для выполнения процедуры проведения конкурса по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в соответствии со статьей 48 настоящего Кодекса;
47) апелляционная комиссия – постоянно действующий досудебный орган, расматривающий жалобы на действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в сфере земельных отношений.»;
4) подпункт 3) статьи 13 изложить в следующей редакции:
«3) предоставление и (или) изъятие земельных участков, в том числе для государственных нужд, из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения, выполнением международных обязательств;»;
5) в пункте 1 статьи 14:
дополнить подпунктами 2-3), 2-4), 2-5), 2-6), 2-7), 2-8) и 2-9) следующего содержания:
«2-3) разработка и утверждение типового положения о комиссии;
2-4) разработка и утверждение типового положения об апелляционной комиссии;
2-5) разработка и утверждение типового договора аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;
2-6) разработка и утверждение правил организации и проведения мониторинга использования земель;
2-7) разработка и утверждение правил организации и проведения конкурса по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;
2-8) разработка и утверждение методики определения предельных (максимальных) размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и негосударственного юридического лица Республики Казахстан и его аффилированных лиц для ведения сельскохозяйственного производства;
2-9) создание апелляционной комиссии, утверждение ее состава и положения;»;
подпункты 12) и 13-1) изложить в следующей редакции:
«12) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в пределах функций, предусмотренных пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса;»;
«13-1) согласование предложений местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по вопросам предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, а также предоставления и (или) изъятия земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;
6) в статье 14-1:
пункт 1 дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания:
«2-2) подготовка предложений и проектов решений местного исполнительного органа области по предоставлению земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;
пункт 3 дополнить подпунктом 9-1) следующего содержания:
«9-1) формирование перечня земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;»;
в пункте 4:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
«1) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, в пределах функций, предусмотренных пунктом 2 статьи 147 настоящего Кодекса;»;
дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
1-2) создание апелляционной комиссии, утверждение ее состава и положения;»;
7) пункт 1 статьи 15 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
«8) создание конкурсной комиссии, утверждение ее состава и положения»;
8) в статье 16:
пункт 1 дополнить подпунктами 1-2), 1-3), 10-2) и 10-3) следующего содержания:
«1-2) создание комиссии, утверждение ее состава и положения;
1-3) создание апелляционной комиссии, утверждение ее состава и положения;»;
«10-2) представление на согласование в центральный уполномоченный орган и соответствующий центральный уполномоченный государственный орган, выполняющий задачи в области обороны и национальной безопасности, материалов по вопросам предоставления земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;
«10-3) предоставление и (или) изъятие земельных участков, связанных с использованием земель для нужд обороны и национальной безопасности;»;
пункт 2 дополнить подпунктами 1-3), 1-4), 5-4) и 5-5) следующего содержания:
«1-3) создание комиссии, утверждение ее состава и положения;
1-4) создание апелляционной комиссии, утверждение ее состава и положения;»;
«5-4) представление на согласование в центральный уполномоченный орган и соответствующий центральный уполномоченный государственный орган, выполняющий задачи в области обороны и национальной безопасности, материалов по вопросам предоставления земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;
5-5) предоставление и (или) изъятие земельных участков, связанных с использованием земель для нужд обороны и национальной безопасности;»;
9) статью 17 дополнить подпунктами 1-3), 1-4), 2-1), 5-3) и 5-4) следующего содержания:
«1-3) создание комиссии, утверждение ее состава и положения;
1-4) создание апелляционной комиссии, утверждение ее состава и положения;»;
«2-1) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения в пределах функций, предусмотренных пунктом 2-2 статьи 147 настоящего Кодекса;»;
«5-3) утверждение перечня земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;
5-4) организация и проведение конкурса по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;»;
10) статью 18 дополнить подпунктами 1-1), 1-2), 2-2), 5-3) и 5-4) следующего содержания:
«1-1) создание комиссии, утверждение ее состава и положения;
1-2) создание апелляционной комиссии, утверждение ее состава и положения;»;
«2-2) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения в пределах функций, предусмотренных пунктом 2-2 статьи 147 настоящего Кодекса;»;
«5-3) утверждение перечня земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;
5-4) организация и проведение конкурса по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;»;
11) часть вторую пункта 4 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«Земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан не предоставляются в частную собственность и в землепользование иностранцам, лицам без гражданства, гражданам Республики Казахстан состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, а также иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.
При заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства права на земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, подлежат отчуждению или переоформлению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.»;
12) пункт 6 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«6. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан не предоставляются в собственность и землепользование.
Допускается использование земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в пределах пограничной полосы Государственной границы Республики Казахстан для пастьбы скота населения и сенокошения без права возведения каких-либо строений.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной зоны Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются на праве временного землепользования только гражданам Республики Казахстан и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия.»;
13) пункт 2-1 статьи 37 изложить в следующей редакции:
«2-1. Предоставление права на земельный участок при заключении договора на новый срок производится в порядке, предусмотренном статьей 43 настоящего Кодекса, за исключением требований, установленных подпунктами 2), 3), 4), 5) и 8) пункта 1 статьи 43 настоящего Кодекса, при условии неизменности границ данного земельного участка.»;
14) в статье 43:
пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:
«В случае испрашивания земельного участка для нужд обороны и национальной безопасности разработанный и утвержденный землеустроительный проект и проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о предоставлении права на земельный участок согласовывается с центральным уполномоченным органом и соответствующими центральными уполномоченными государственными органами, выполняющими задачи в области обороны и национальной безопасности.»;
в пункте 2:
часть вторую изложить в следующей редакции:
«Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения комиссии и землеустроительного проекта. В случае испрашивания земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения комиссии, землеустроительного проекта и положительного согласования органов, указанных в пункте 1 статьи 120 настоящего Кодекса, в течение семи рабочих дней со дня поступления последнего заключения.
При этом, утвержденный землеустроительный проект и проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о предоставлении права на земельный участок должен быть направлен согласующим государственным органам в течение пяти рабочих дней со дня подготовки проекта вышеуказанного решения. Согласование проекта решения осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления заключения комиссии и землеустроительного проекта на согласование.»;
часть пятую изложить в следующей редакции:
«Комиссия создается местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения из числа депутатов местного представительного органа, представителей уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, структурных подразделений соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства, общественных советов, организаций в области агропромышленного комплекса, филиалов региональных палат Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, а также органов местного самоуправления (при их наличии). Комиссия действует на постоянной основе. Количество членов комиссии должно быть не менее девяти человек. При этом количество представителей общественных советов и организаций должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего состава комиссии.
Состав комиссии утверждается каждый год по истечении последующих двенадцати календарных месяцев со сменой всего состава, за исключением председателя.
Председателем комиссии назначается заместитель акима местного исполнительного органа, курирующий земельные вопросы.»;
дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:
«Срок действия положительного заключения комиссии составляет один год со дня его принятия. Пропуск годичного срока является основанием для принятия местным исполнительным органом решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.»;
15) пункт 5-1 статьи 44 исключить;
16) статью 48 дополнить новыми пунктами 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 и 31 следующего содержания:
«8. Предоставление права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, осуществляется на основе конкурса в порядке и на условиях, установленных пунктами 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 и 31 настоящей статьи.
9. Перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства (далее – конкурс), формируется уполномоченным органом по земельным отношениям района (города областного значения) и согласовывается с общественными советами, негосударственными организациями в области агропромышленного комплекса, органами местного самоуправления, филиалами региональных палат Национальной палаты предпринимателей соответствующего района (города областного значения).
Для согласования сформированного перечня земельных участков, выставляемых на конкурс, уполномоченный орган по земельным отношениям района (города областного значения) письменно направляет его организациям, указанным в части первой настоящего пункта.
Согласующие организации в течение десяти рабочих дней со дня поступления перечня земельных участков, выставляемых на конкурс, представляют соответствующие заключения с мотивированным обоснованием своей позиции.
При несогласии согласующих организаций по включению в перечень земельных участков, выставляемых на конкурс отдельных земельных участков проводятся дополнительные согласительные процедуры.
В случае недостижения согласия с согласующими организациями, земельные участки, по которым отсутствует такое согласование, исключаются из перечня земельных участков, выставляемых на конкурс.
Согласованный перечень земельных участков, выставляемых на конкурс, утверждается местным исполнительным органом соответствующего района (города областного значения) в течение трех рабочих дней со дня согласования.
Земельные участки, включенные в перечень, выставляются на конкурс после проведения землеустроительных работ, срок которых не должен превышать сорока пяти рабочих дней со дня утверждения указанного перечня.
10. Организатором конкурса является местный исполнительный орган района (города областного значения).
11. Организатор конкурса для обеспечения проведения конкурса осуществляет:
1) публикацию извещения о проведении конкурса в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также в официальном интернет-ресурсе акимата;
2) направление извещения о проведении конкурса всем районным местным исполнительным органам в пределах соответствующей области, на территории которой находится организатор конкурса, а также в центральный уполномоченный орган для размещения на его официальном интернет-ресурсе.
Для обеспечения доступности информации о проведении конкурса каждый местный исполнительный орган района (города областного значения) размещает данное извещение на своем официальном интернет-ресурсе, а также на специальных информационных стендах и незамедлительно направляет его акимам поселков, сел, сельских округов для размещения на их официальных интернет-ресурсах (при его наличии) и специальных информационных стендах.
12. Извещение должно содержать:
1) дату, время и место проведения конкурса, а также срок и место подачи заявок;
2) характеристику земельного участка (местоположение, площадь, состав угодий, качественную характеристику почв, балл бонитета, водообеспеченность, сельскохозяйственную специализацию региона).
13. По истечении тридцати календарных дней со дня первой публикации извещения о проведении конкурса в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы или интернет-ресурсе местного исполнительного органа, начинается прием заявок на участие в конкурсе.
Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе осуществляются в течение пятнадцати рабочих дней со дня начала приема заявок.
Днем окончания конкурса считается день подведения его итогов.
14. Итоги конкурса подводятся на следующий день после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
15. Правила организации и проведения конкурса по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства утверждаются центральным уполномоченным органом.
16. Не вправе участвовать в проводимых конкурсах лица, состоящие в реестре лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, предусмотренном статьей 96-1 настоящего Кодекса.
17. Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) для юридических лиц – наименование юридического лица, его местонахождение, сведения о государственной регистрации (перерегистрации) в качестве юридического лица, сведения о руководителях и участниках или акционерах заявителя – юридического лица с указанием размера их доли в уставном капитале (от общего размера уставного капитала), сведения о дочерних организациях заявителя;
2) для физических лиц – фамилию, имя и отчество (при его наличии) заявителя, местожительство, гражданство, индивидуальный идентификационный номер, сведения о документах, удостоверяющих личность заявителя;
3) местоположение земельного участка, на которое претендует заявитель;
4) конкурсное предложение;
5) обязательства по заключению договора аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости подписания договора аренды земельного участка, в случае признания заявителя победителем конкурса.
Заявку на участие в конкурсе могут представлять уполномоченные представители юридического или физического лица на основании документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
18. Конкурсное предложение должно содержать:
1) бизнес-план ведения сельскохозяйственного прозводства (прогнозный объем вкладываемых инвестиций, площади возделывания сельскохозяйственных культур, поголовья сельскохозяйственных животных, применяемые агротехнологии, наличие сельскохозяйственной техники и оборудования, квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства, количество создаваемых рабочих мест);
2) обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства, выполнению мероприятий по развитию сельскохозяйственной инфраструктуры;
3) обязательства по исполнению требований земельного законодательства Республики Казахстан, включая правила рационального использования земель, выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур в соответствии со специализацией региона, соблюдению научно-обоснованных агротехнологий, фитосанитарных и карантинных требований.
Конкурсное предложение представляется в конверте в прошитом виде с пронумерованными страницами.
19. Обязательства и намерения, предложенные заявителем в конкурсном предложении, являются неотъемлемой частью договора аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.
20. Заявка, не соответствующая условиям пункта 17 настоящей статьи, подлежит отклонению.
21. Конкурсная комиссия создается решением местного представительного органа района (города областного значения).
Конкурсная комиссия должна состоять из нечетного количества, но не менее девяти человек.
В состав конкурсной комиссии входят заместитель акима района (города областного значения), курирующего земельные вопросы, а также депутаты местного представительного органа, аким поселка, села, сельского округа, на территории которых находится земельный участок, представители структурных подразделений местного исполнительного органа района (города областного значения), осуществляющих функции в сфере сельского хозяйства, земельных отношений, органов местного самоуправления, общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса, филиалов региональных палат Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
При этом количество представителей общественных советов и негосударственных организаций должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего состава конкурсной комиссии.
Председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии большинством голосов членов комиссии.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей ее состава. В случае присутствия менее двух третей количества представителей общественных советов и негосударственных организаций заседание не проводится. Члены конкурсной комиссии участвуют на ее заседании без права замены.
Рабочим органом конкурсной комиссии является уполномоченный орган по земельным отношениям района (города областного значения).
Секретарь конкурсной комиссии определяется из числа должностных лиц рабочего органа. Секретарь конкурсной комиссии не принимает участие в голосовании.
22. Победитель конкурса определяется конкурсной комиссией на основании сопоставления конкурсных предложений путем присвоения баллов с учетом соответствующих критериев после вскрытия конвертов.
Конкурсная комиссия оценивает, сопоставляет конкурсные заявки и определяет выигравшую конкурсную заявку.
23. Решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием.
Результаты голосования определяются большинством голосов членов конкурсной комиссии от общего числа присутствующих на заседании и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов конкурсной комиссии.
В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии.
24. При равенстве конкурсных предложений победителем конкурса признается следующий участник конкурса:
1) проживающий в данном сельском округе;
2) представивший предложение по развитию инфраструктуры сельского округа (инженерной, транспортной и социальной), на территории которого находится земельный участок.
25. Итоги конкурса оформляются протокольным решением конкурсной комиссии.
Протокольное решение конкурсной комиссии подписывается председателем и всеми членами комиссии, принявшими участие на ее заседании, а также секретарем конкурсной комиссии в день подведения итогов.
В случае несогласия с протокольным решением конкурсной комиссии, каждый член данной комиссии имеет право выразить свое мнение, которое должно быть изложено в письменном виде и приложено к протокольному решению конкурсной комиссии.
В случае, когда все принимающие участие в голосовании члены конкурсной комиссии из числа представителей общественных советов, негосударственных организаций голосуют против принимаемого решения об определении победителя конкурса, решение считается не принятым. Данный вопрос выносится на заседание общественного совета района и решение конкурсной комиссии принимается с учетом рекомендации районного общественного совета.
Подписанное членами конкурсной комиссии протокольное решение об итогах конкурса в течение одного рабочего дня размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа по земельным отношениям района (города областного значения) и не позднее трех рабочих дней направляется всем участникам, подавшим заявки на участие в конкурсе, и центральному уполномоченному органу для размещения на его интернет-ресурсе.
Протокольное решение конкурсной комиссии может быть оспорено в судебном порядке. Подача заявления приостанавливает исполнение протокольного решения конкурсной комиссии.
26. Протокольное решение конкурсной комиссии об итогах конкурса должно содержать следующую информацию:
1) об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с мотивированным ответом причин их отклонения;
2) о победителе конкурса с указанием доводов, послуживших основанием для определения его победителем.
27. Протокольное решение конкурсной комиссии является основанием для принятия решения о предоставлении права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства местным исполнительным органом района (города областного значения).
Такое решение принимается не позднее трех рабочих дней со дня подписания протокола об итогах конкурса, если протокольное решение конкурсной комиссии не приостановлено в связи с подачей на него заявления в суд.
28. На основании решения местного исполнительного органа района (города областного значения) уполномоченный орган по земельным отношениям в течение трех рабочих дней со дня принятия решения готовит проект договора аренды земельного участка в соответствии с типовым договором аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства и уведомляет победителя конкурса.
29. Победитель конкурса в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления обязан явиться в уполномоченный орган по земельным отношениям для подписания договора аренды земельного участка.
Уведомление направляется победителю конкурса уполномоченным органом по земельным отношениям в письменной форме с обязательным подтверждением о его получении победителем конкурса.
В случае отказа от подписания договора аренды земельного участка победитель конкурса обязан в письменной форме уведомить уполномоченный орган по земельным отношениям.
Если участник, признанный победителем конкурса, не подписывает договор аренды земельного участка в сроки, установленные настоящим пунктом, то местный исполнительный орган района (города областного значения) принимает решение о повторном проведении конкурса.
Участник-победитель конкурса, отказавшийся от подписания договора аренды земельного участка не имеет право участвовать в последующих конкурсах в течение трех лет.
Решение о повторном проведении конкурса в течение трех рабочих дней со дня поступления отказа победителя от подписания договора аренды земельного участка направляется в конкурсную комиссию.
30. По результатам заключенного договора аренды земельного участка проводится мониторинг за исполнением победителем принятых обязательств по использованию земель:
1) первые 5 лет аренды – ежегодно;
2) в последующие периоды – на орошаемой пашне каждые 3 года; на богарной пашне – каждые 5 лет.
Положительные результаты мониторинга, проводимого с участием представителей общественного совета, организаций в области агропромышленного комплекса и органа местного самоуправления являются основанием для принятия местным исполнительным органом решения о продлении срока аренды земель сельскохозяйственного назначения.
31. Конкурс признается несостоявшимся в случаях:
1) поступления менее двух заявок на участие в конкурсе по каждому земельному участку, выставленному на конкурс;
2) если к участию в конкурсе по каждому земельному участку, выставленному на конкурс, допущено менее двух участников.
Решение о признании конкурса несостоявшимся оформляется протоколом конкурсной комиссии и в течение трех рабочих дней размещается на интернет - ресурсе местного исполнительного органа района (города областного значения).
32. В случае признания конкурса несостоявшимся, местный исполнительный орган района (города областного значения) принимает решение о повторном проведении конкурса. Повторный конкурс проводится в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей.»;
17) в пункте 4 статьи 50:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«4. Правительство Республики Казахстан на основании совместного предложения представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы устанавливает предельные (максимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения по видам сельскохозяйственных угодий в пределах республики и одного административного района (города), области которые могут находиться:»;
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«на праве временного землепользования у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, негосударственного юридического лица Республики Казахстан и его аффилированных лиц для ведения сельскохозяйственного производства;»;
дополнить частью второй следующего содержания:
«Предоставление земельных участков для целей, указанных в настоящем пункте, в размерах, превышающих предельный (максимальный) размер, в пределах республики не допускается.»;
18) в статье 51:
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом норм, предусмотренных пунктом 3-1 статьи 97 настоящего Кодекса.»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Делимость и неделимость земельного участка отражается в идентификационном документе.»;
19) пункт 1 статьи 64 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
«8) обжаловать действия (бездействие), решения уполномоченных должностных лиц в сфере земельных отношений в порядке, установленном в пункте 3 статьи 148 настоящего Кодекса;»;
20) в статье 84:
пункт 2 дополнить подпунктами 4-1) и 4-2) следующего содержания:
«4-1) удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях для выпаса скота;
4-2) обеспечение потребности населения в земельных участках для индивидуального жилищного строительства путем изъятия земель в соответствии с генеральным планом населенных пунктов или комплексным планом развития территории.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, предоставленного в землепользование, если предоставленное право выкуплено у государства землепользователем, осуществляется с возмещением землепользователю стоимости оплаты за выкуп права землепользования, или предоставлением иного равнозначного земельного участка.
Возмещение убытков землепользователю при принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд осуществляется в полном объеме в порядке, установленном законами Республики Казахстан.»;
21) часть первую пункта 3 статьи 92 изложить в следующей редакции:
«3. В случаях если земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, не используется по назначению в течение двух лет подряд с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.»;
22) в статье 94:
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
«2-1. В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса, не используемый по назначению либо используемый с нарушением законодательства Республики Казахстан земельный участок может быть изъят местными исполнительными органами у собственника под государственные нужды по решению суда на основании ходатайства соответствующего местного исполнительного органа.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. В случае принудительного изъятия земельного участка у собственника земельного участка или землепользователя по решению суда по основаниям, указанным в статьях 92 и 93 настоящего Кодекса, право собственности на земельный участок или право землепользования (по отношению выкупленных у государства прав аренды на земельный участок), за исключением случаев, указанных в пункте 2-1 настоящей статьи, продается на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.»;
23) статье 97:
пункт 3-1 изложить в следующей редакции:
«3-1. Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности или землепользовании, на участки, площади которых ниже минимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 50 настоящего Кодекса, за исключением земельных участков, расположенных в пригородных зонах городов республиканского и областного значения, столицы, раздел в которых запрещается.
Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения на участки с целью, не связанной с ведением сельского хозяйства.»;
пункт 3-2 дополнить частью второй следующего содержания:
«Не допускается изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, для целей для ведения личного подсобного хозяйства.»;
24) в статье 109:
части третью и четвертую пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Целевое назначение земельных участков, расположенных в населенных пунктах, устанавливается в соответствии с функциональными зонами, предусмотренными пунктом 3 статьи 107 настоящего Кодекса, и отражается в правоустанавливающих и идентификационных документах.
В случае использования земельного участка в рамках одной функциональной зоны, изменение целевого назначения земельного участка запрещается.»;
пункт 2 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Не допускается предоставление пастбищных и сенокосных угодий, находящихся в пределах границы поселка, сельского населенного пункта, используемых в целях удовлетворения нужд населения для выпаса скота личного подворья и заготовки кормов, в частную собственность или в землепользование.»;
25) пункт 1 статьи 120 изложить в следующей редакции:
«1. Землями для нужд обороны и национальной безопасности признаются земельные участки, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, военных полигонов, военно-учебных заведений, учебных заведений специальных государственных органов и иных организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных государственных органов, их объектов и сооружений, выполняющих задачи в области обороны и национальной безопасности.
Предоставление земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности осуществляется по согласованию с соответствующими центральными уполномоченными государственными органами, выполняющими задачи в области обороны и национальной безопасности.»;
26) пункт 1 статьи 145 изложить в следующей редакции:
«1. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют центральный уполномоченный орган, уполномоченные органы по контролю за использованием и охраной земель, иные уполномоченные органы, районные (кроме районов в городах) исполнительные органы, местные исполнительные органы городов областного значения, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции.»;
27) в пункте 2 статьи 146:
часть первую исключить;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Казахстан является руководитель ведомства центрального уполномоченного органа.»;
28) в статье 147:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 147. Функции уполномоченных органов, районных
(кроме районов в городах) исполнительных органов, местных
исполнительных органов городов областного значения,
акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских
округов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель»;
подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1) законностью принятых решений местных исполнительных органов областей, городов областного, республиканского значения и столицы в области земельного законодательства Республики Казахстан с применением к нарушителям предусмотренных законодательных мер;»;
в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«2. Уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель организует и проводит государственный контроль за (кроме случаев, предусмотренных пунктами 2-1 и 2-2 настоящей статьи):»;
дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
«1-2) законностью принятых решений местных исполнительных органов районов, акимов города районного значения, поселка, села, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан с применением к нарушителям предусмотренных законодательных мер;»;
дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:
«2-2. Районные (кроме районов в городах) исполнительные органы, местные исполнительные органы городов областного значения организуют и проводят государственный контроль за использованием и охраной земель в отношении собственников земельного участка и землепользователей на землях сельскохозяйственного назначения, а именно за:
1) своевременным и правильным проведением собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических и противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
2) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель сельскохозяйственного назначения;
3) исполнением проектов землеустройства по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения;»;
29) пункт 3 статьи 148 изложить в следующей редакции:
«3. Решения, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и информация, послужившая основанием для совершения действий (принятия решений) могут быть обжалованы в апелляционной комиссии и в суд.
Апелляционная комиссия создается решением центрального уполномоченного органа, местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, города областного значения и района.
Председателем апелляционной комиссии является заместитель первого руководителя центрального уполномоченного органа, заместитель акима области, города республиканского значения, столицы курирующий земельные вопросы, аким района, города областного значения. Типовое положение апелляционной комиссии утверждается центральным уполномоченным органом. В случае несогласия с решением апелляционной комиссии решения, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель могут быть обжалованы в суде.».
2. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-І, 18-II, ст. 92; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145, 146; 2015 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 6; № 7, ст. 33; № 8, ст. 44, 45; № 9, ст. 46; № 10, ст. 50; № 11, ст. 52; № 14, ст. 71; № 15, ст. 78; № 16, ст. 79; № 19-І, ст. 101; № 19-II, ст. 102, 103, 105; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 21-І, ст. 124, 125; № 21-II, ст. 130; № 21-III, ст. 137; № 22-І, ст. 140, 141, 143; № 22-II, ст. 144, 145, 148; № 22-III, ст. 149; № 22-V, ст. 152, 156, 158; № 22-VI, ст. 159; № 22-VII, ст. 161; № 23-І, ст. 166, 169; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 9; № 6, ст. 45; № 7-І, ст. 49, 50; № 7-II, ст. 53, 57; № 8-І, ст. 62, 65; № 8-II, ст. 66, 67, 68, 70, 72):
1) часть вторую пункта 1 статьи 710 изложить в следующей редакции:
«1. Уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 136, 137, 138 (частью первой), 337, 339, 340 настоящего Кодекса.»;
2) в статье 729:
часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы, района (города республиканского, областного значения и столицы) рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 75 (частями третьей и четвертой), 144 (частями первой (в части теплоиспользующих установок потребителей) и второй), 172 (частями первой, третьей и четвертой) (в части эксплуатации тепломеханического оборудования котельных всех мощностей и тепловых сетей (магистральных, внутриквартальных), 199 (частями первой, третьей и четвертой), 202, 204, 250, 301 (в части котельных всех мощностей и тепловых сетей (магистральных, внутриквартальных), 303 (в части котельных всех мощностей), 304, 305 (в части охранных зон тепловых сетей (магистральных, внутриквартальных), 306 (частями первой и второй), 320 (частями четвертой, пятой и шестой), 338, 401 (частями третьей, четвертой, пятой, десятой и одиннадцатой), 402 (частями первой, второй и третьей), 404 (частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой и восьмой), 405 (частью второй), 408-1, 409 (частями восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой), 454 (частью первой), 455 (частями первой, второй и третьей), 464 (частью первой), 488-1, 491 настоящего Кодекса.».
3. В Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах» (опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 10 ноября 2015 года):
1) пункт 1 статьи 5 дополнить подпунктами 11) и 12) следующего содержания:
«11) согласование перечня земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права аренды на земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;
12) участие в работе органов местного государственного управления по вопросам регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.».
4. В Закон Республики Казахстан от 30 июня 2016 года «О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса Республики Казахстан и введения в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» (опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 1 июля 2016 г.):
1) подпункт 1) статьи 1 изложить в следующей редакции:
«1) части первой пункта 1 статьи 24, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:
«1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия на праве землепользования в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.»;
2) подпункт 3) статьи 1 изложить в следующей редакции:
«3) части первой подпункта 2) пункта 6 статьи 97, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:
«2) в землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Земельная реформа

Земельная реформа

Земельная реформа

Земельная реформа

Земельная реформа

Земельная реформа

Земельная реформа



Страница изменена: 07-06-2017