Социальная защита и занятость населения

Проект "Өрлеу"

Работа с семьей, а не с отдельным человеком

Политика государства – улучшение жизни социально незащищенных слоев населения. На сегодняшний день в мире существуют два вида мер социальной поддержки: поддержка пассивного типа (для людей, которые из-за возраста или состояния здоровья не могут себя обеспечивать; и поддержка активного типа- для малоимущего трудоспособного населения, которое не нашло своего места на рынке труда.
Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2001 года №246-11 право на адресную социальную помощь имеют граждане, чей среднедушевой доход находится ниже 40% от прожиточного минимума. Размер АСП - это разница между среднедушевым доходом семьи и 40% прожиточного минимума. Но АСП – пассивная социальная поддержка: семья просто получает эту разницу до тех пор, пока соответствует критерию отбора.
Проект «Өрлеу» призван помочь тем группам населения, которые в состоянии выйти из бедности, но нуждаются в помощи и сопровождении для преодоления препятствий в реализации своих возможностей.
В чем же заключается разница между государственной адресной социальной помощью (АСП) и обусловленной денежной помощью (ОДП)? Обусловленная денежная помощь в проекте «Өрлеу» будет выплачиваться семьям, чей среднедушевой доход находится ниже 60% от прожиточного минимума. Это означает, что количество людей, имеющих право на ОДП проекта «Өрлеу», будет значительно выше количества людей, получавших АСП. При этом ОДП проекта «Өрлеу», предоставляя активный тип поддержки, будет предусматривать меры социальной адаптации, направленные на преодоление семьей трудной жизненной ситуации. То есть помимо денежной помощи, семья возьмет на себя обязательства, которые станут условием участия в проекте. Эти обязательства как со стороны государства, так и со стороны семьи и будут отражены в социальном контракте- неотъемлемой части проекта «Өрлеу».
В городах, где рынок труда более развит, основные меры социальной адаптации связаны с помощью в поиске места работы, в поиске дополнительного заработка для уже работающих, в поиске постоянной работы для тех, кто занят на временных местах работы, с оказанием помощи по обучению или переобучению.
Что касается сельских жителей, то меры по их социальной адаптации связаны с расширением и более эффективным использованием своих земельных наделов, помощи по разведению более продуктивных пород скота.,
На этапе пилотного внедрения участие в проекте «Өрлеу» для малоимущих семей является добровольным. Однако, если семья отказывается от участия в проекте «Өрлеу», она будет получать социальную поддержку на более низком уровне (40% от прожиточного минимума) по сравнению с предлагаемой на основании заключения социального контракта.

В результате реализации проекта «Өрлеу»:

1.Получатели ОДП реализуют свой трудовой потенциал;
2.У малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода повысится уровень и качество жизни;
3.Члены малоимущих семей получат социальную реабилитацию;

У получателей ОДП повысится социальная ответственность, снизятся иждивенческие настроения.
Социальный контракт – необходимое условие развития общества и преодоление бедности, когда семья довольствуется социальной помощью, не пытаясь предпринимать активные шаги на рынке труда. Социальный контракт позволяет подтолкнуть их к активным действиям в этом направлении и помочь реализовать процесс адаптации.

Что является целью проекта Өрлеу?
Целью проекта «Өрлеу» является повышение уровня жизни, а в идеале – выход на самообеспечение, либо через оплачиваемую занятость членов семьи, либо через индивидуальное предпринимательство или более эффективное ведение крестьянского хозяйства.

Что входит в программу социальной адаптации?
Программа адаптации должна включать все мероприятия, необходимые для достижения целей проекта «Өрлеу»:
- непосредственно связанные с трудовыми возможностями заявителя и других неработающих членов семьи. Это обучение специальности, переобучение по другой профессии или специальности, специальная подготовка юридического или финансового характера для открытия своего дела, консультации по более эффективному ведению крестьянского хозяйства.
- промежуточные действия, устраняющие препятствия к достижению цели. Это может быть решение проблем со здоровьем, в том числе алкоголизма, проблемы с устройством ребенка в дошкольные учреждения.
Программа социальной адаптации может содержать в числе мероприятий и участие заявителя в общественных работах в период действия социального контракта и выплаты ему повышенного пособия.

Кто может стать участником проекта Өрлеу?
Право на участие в проекте «Өрлеу» имеет лицо (семья), обратившееся за назначением ОДП, если месячный среднедушевой доход семьи не превышает 60% от величины прожиточного минимума, и согласившееся на выполнение условий социального контракта.

Что необходимо сделать для участия в проекте Өрлеу?
Для участия в проекте «Өрлеу» заявитель от имени семьи обращается в отдел занятости и социальных программ или к акиму поселка, села, сельского округа по месту жительства при условии наличия ИИН на себя и на всех членов семьи, где бесплатно получает бланки заявления и анкеты о семейном и материально-бытовом положении участника проекта «Өрлеу».
Заявитель лично заполняет заявление и анкету и сдает пакет документов на участие в проекте «Өрлеу» в отдел занятости и социальных программ или к акиму поселка, села, сельского округа по месту проживания. Сотрудник отдела занятости и социальных программ или аким поселка, села, сельского округа при приеме документов проверяют как полноту сданных документов, так и полноту заполнения анкеты и заявления.

Какие документы необходимы для обращения для участия в проекте Өрлеу?
Поскольку все большее количество документов регистрируется в базах данных различных государственных органов, количество документов, необходимых для подачи заявления на участие в проекте «Өрлеу», значительно сокращено. Те сведения, которые уже внесены в базы данных, будут получать без участия заявителя специалисты отдела занятости.

В пакет документов, подаваемых заявителем на участие в проекте «Өрлеу», входят:
1) документа, удостоверяющего личность;
2) сведений о составе семьи по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом;
3) документа, подтверждающего установление опеки (попечительства) над членом семьи (при необходимости);
4) документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства, или адресной справки или справки акима сельского округа;
5) сведений о наличии личного подсобного хозяйства по форме, утверждаемой центральным исполнительным органом.

«Отправляясь на восхождение, держи перед глазами пик, на который идешь, ибо твой первый шаг зависит от шага последнего. Но не забывай оглядываться назад, ибо твой последний шаг зависит от первого».
У нас в государстве есть все основания и далее повышать жизненный уровень социально-уязвимых слоев населения. «Главный вопрос – преодолеть иждивенчество». Обеспечение достойной занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.

Пресс – служба акима города



Страница изменена: 07-06-2017